Вторник, 21.01.2020, 15:29
Приветствую Вас Гость | RSS

МДОБУ Ирбейский д\с 15 Улыбка

Сопровождение молодых специалистов

Адаптация молодого специалиста в ДОУ

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли молодой педагог как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования.

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов заведующему ДОУ следует обращать внимание на выполнение ими задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вносить в план работы ДОУ необходимые коррективы.

Как показывает практика, профессиональная адаптация начинающего педагога в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

- трудовая мотивация является важным фактором при поступлении педагога на работу и закреплена в локальных нормативных актах ДОУ;

- профессиональная адаптация педагога осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального роста и определена в методической работе ДОУ;

- в организации педагогического труда максимально учитываются личностные особенности и уровень профессиональной подготовки;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает начинающему педагогу реализовать инновационные подходы.

Поэтому первоочередная задача руководителя ДОУ - помочь молодому специалисту адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выборе профессии.

Самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег – это первый год занятия профессиональной деятельностью. Последующие год – два не менее важны, т.к. в этот период происходит развитие профессиональных умений, накопление опыта, поиск оптимальных методов и приемов работы с дошкольниками, формирование своего стиля в работе. Педагог изучает опыт работы коллег, начинает повышать свое мастерство благодаря организованной системе методической работы в ДОУ и районе. Все интересные идеи, методы и приемы мы рекомендуем молодому специалисту фиксировать в специальной тетради. На этом этапе предлагается определить тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, а наставник активно привлекает молодого специалиста к показу занятий на уровне детского сада. И только на 4-ом – 5-ом году своей трудовой деятельности складывается система работы, появляются собственные разработки. На 6-ом году работы происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Поскольку первый год трудовой деятельности педагога считается одним из самых важных, остановимся подробнее на работе руководящего состава ДОУ с молодыми специалистами в этот период.

Заведующий ДОУ при приеме на работу молодого специалиста беседует с ним, знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом ДОУ, традициями, определяет рабочее место. Если есть возможность, начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может дать совет, продемонстрировать организацию НОД, прогулки детей, режимного момента и т. д.

Молодой педагог несколько дней под руководством заместителя заведующего ДОУ (старшего воспитателя, воспитателя) проходит стажировку у более опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, младшим воспитателем, изучает режим дня группы, документацию и т.д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии заместителя заведующего детским садом (старшего воспитателя).

Затем наступают первые дни самостоятельной работы – самые трудные. Адаптация во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, условий труда и т.д. Для успешного приспособления молодых специалистов к новым условиям труда необходимы постоянная поддержка, методическая и психологическая помощь, построение индивидуального маршрута «вживания» в уже сформировавшийся коллектив. С этой целью на первом этапе проводится анкетирование для выявления факторов препятствующих успешной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение помогает на ранних этапах вхождения в профессиональную деятельность, формированию позитивной установки на преодоление трудностей, развитию чувства востребованности.

Одной из эффективных форм психологической помощи начинающим педагогам является тренинг. Так, педагог-психолог нашего Учреждения проводит тренинговые занятия для молодых специалистов. Время проведения тренинга – 2 часа. Предлагаемая тематика тренинговых занятий охватывает различные аспекты психолого-педагогической помощи педагогам: «Вхождение в профессию: навыки эффективного взаимодействия с руководством ДОУ, коллективом и родителями воспитанников», «Коммуникативная компетентность молодого специалиста: конструирование эффективных средств общения. Конфликты. Суть, пути выхода» и др. На тренингах применяются активные формы работы, помогающие сформировать навыки, личную позицию, выработать необходимые тактики, такие как дискуссия, игровые, психотехнические и аутотренинговые упражнения, арттерапевтические техники, рефлексия. Основной целью занятий выступают повышение самооценки начинающего педагога, формирование способности оптимистично воспринимать оценки окружающих.

Итак, решать проблему адаптации молодого специалиста нужно продуманными действиями руководства ДОУ, грамотно спланированной системой методической помощи, внедрением активных форм работы психологической службы.

План работы с молодым специалистом на 2018-2019 учебный год

Деятельность
Обратная связь
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0